Психолог Мария Беккер — об образовании детей, живущих в сиротских учреждениях.
В День знаний мне хотелось бы поговорить о проблеме образования детей-сирот. Это особая категория детей. Они пережили в раннем возрасте серьезную травму — потерю родителей. Ребенок, рядом с которым нет значимого взрослого, развивается иначе, чем обычные, нормотипичные, дети. Его мозг не способен в полной мере раскрыть свой потенциал. Чем раньше произошла потеря, тем тяжелее могут быть нарушения.
Главная проблема в том, что такой ребенок лишен базового чувства безопасности, которое в норме он получает рядом с мамой, даже если она не самая благополучная. Именно эта базовая безопасность закладывает фундамент для познавательной деятельности и обучения. Развитие детей зависит от взрослых, которые находятся рядом. Например, если родители тревожные, ребенок будет относиться к миру с опаской и, возможно, развиваться чуть медленнее, чем их сверстники, в жизни которых тревоги меньше. А у детей, рядом с которыми нет значимого взрослого, потенциал для развития снижен.
Именно здесь — первый камень преткновения. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает вариативность обучения для детей с различными нарушениями. Но, к сожалению, он не выделяет в отдельную категорию детей, оставшихся без попечения родителей.
Мария Беккер
При проверке учреждений есть такой показатель, как количество детей, посещающих школу. Считается, что именно факт посещения школы свидетельствует о социализации ребенка. Однако он не говорит о реальном уровне социализации.
Ребенка можно механически обучить чему-то, начиная с самого раннего возраста, — сегодня продается множество пособий по обучению «с пеленок». Но смысл образования гораздо шире: он заключается не в том, чтобы просто вызубрить формулы, а в том, чтобы их действительно понять. И уж точно не в том, чтобы доставить ребенка в школу.
И зачастую проверяющие органы оценивают прежде всего количество детей, посещающих школу, независимо от того, нормотипичный это ребенок или ребенок с особенностями. И, как правило, не учитываются индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
И здесь важно осознать, что у нас школа — это система, в которой важны границы и правила. Школьный урок длится 45 минут, дети сидят за партами, выполняют строго определенные задания, групповое взаимодействие практически отсутствует. Это не социализация, а скорее просто умение находиться в обществе, чему ребенок может научиться и без школы.
Но это не единственный вариант обучения.
Полную версию материала можно прочитать на сайте информационного портала газеты «Известия»
Автор — психолог, руководитель Школы приемных родителей, эксперт по социально-педагогической деятельности благотворительного фонда «Дорога жизни»